Александр Колотов: ужесточить социально-экологические требования к инвестпроектам!

Александр Колотов: ужесточить социально-экологические требования к инвестпроектам!

В соответствии с нормой закона о предоставлении слова представителям непарламентских партий перед депутатами Законодательного Собрания Красноярского края выступил председатель красноярского отделения экологической фракции «Зеленая Россия» партии «ЯБЛОКО» Александр Колотов. Приводим его выступление полностью:

Заседание пятой сессии Законодательного собрания Красноярского края. Фото: Бурмистров А. В.

Уважаемые депутаты! На экологической карте России Красноярский край порой представляется как россыпь «горячих точек», требующих особого внимания с точки зрения охраны природы. Не в последнюю очередь такая ситуация вызвана тем, что в наследство от Советского Союза нашему региону достались многие производственные мощности, которые с трудом поддаются модернизации. Но, к сожалению, новейшая история нашего края также показывает, что у нас случаются проекты, где природоохранные интересы совсем не являются приоритетными. В качестве наиболее знаковых примеров такого рода можно привести Енисейский ферросплавный завод, Богучанскую ГЭС и – в потенциале – Ангаро-Енисейский кластер.

Ситуация с Енисейским ферросплавным заводом должна быть хорошо известна всем присутствующим в этом зале, поэтому подробно останавливаться на ней я не буду. Хочу лишь подчеркнуть, что проект, который прошел государственную экспертизу и получил первоначальное одобрение со стороны властей Красноярского края, в итоге до сих пор вызывает такую аллергию у жителей краевого центра, что сама трехбуквенная аббревиатура ЕФЗ представляется сейчас чем-то ругательным.

Что касается Богучанской ГЭС, то я напомню, что многие природоохранные организации России выступали за то, чтобы оценка воздействия на окружающую среду новой ангарской гидроэлектростанции была проведена перед тем как запускать в XXI веке достройку этого проекта образца 1979 года – особенно в отношении утвержденных в советское время максимальных параметров станции.

Как известно, экологическая оценка Богучанской ГЭС так и не была представлена. Таким образом, Красноярский край не имеет точных расчетов в отношении того экологического ущерба, который понесла наша территория в результате затопления почти двух тысяч квадратных километров. Соответственно, сейчас практически отсутствуют какие бы то ни было механизмы, которые бы заставляли собственников БоГЭС принимать и реализовывать компенсационные меры в том объеме, в котором это требуется в любом нормальном проекте подобного рода.

Поэтому неслучайно, что еще в прошлом году партия «ЯБЛОКО» назвала проект Богучанской ГЭС вопиющим примером социальной и экологической безответственности – и таким примером этот проект остается до сих пор.

Следующие крупномасштабный инвестиционный проект – проект создания Ангаро-Енисейского кластера – к сожалению, имеет потенциал повторить печальный пример Богучанской ГЭС. Напомню то обстоятельство, что в состав Ангаро-Енисейского кластера входят горнодобывающие и перерабатывающие предприятия, производственные комплексы, строительство новой крупной плотины на многострадальной Ангаре (так называемой Нижнеангарской ГЭС). И Красноярский край сейчас активно ищет государственное финансирование и государственную поддержку своего нового инвестпроекта, предварительно не проведя никакой стратегической экологической оценки – оценки общего кумулятивного эффекта всех заявленных проектов на окружающую среду. 

Считается, что такой экологический демпинг в той или иной форме может привлечь на территорию потенциальных инвесторов. Но мы все знаем, что в следующий год Красноярский край входит с рекордным дефицитом бюджета. Со стороны может даже показаться, что дефицит вызван тем, что в извечном регионе-доноре кончилась нефть, исчезло золото, спилено последнее дерево. Но нет! Оказывается, чем больше наш край зарабатывает, тем больше у него забирает федерация.

Получается, что мы выворачиваем свои природные закрома перед заезжими инвесторами, а в ответ получаем лишь консолидированные группы налогоплательщиков в другой бюджет.

Более того, и непосредственно на местах, в районах края, где заезжие инвесторы извлекают свою сверхприбыль, мы зачастую не видим улучшения качества жизни местного населения. Доходы и прибыль уходят в какое-то другое место, и вместо развития региона мы подчас получаем то, что можно назвать не иначе как разграблением.

Партия «ЯБЛОКО» настаивает на том, чтобы Красноярский край ужесточил социально-экологические требования к инвестиционным проектам, которые реализуются на территории нашего региона.

Впереди нас ждет строительство объектов к Универсиаде-2019 в Красноярске, возможное строительство в крае пункта захоронения радиоактивных отходов – это те проекты, которые можно счесть небезопасными с экологической точки зрения. Партия «ЯБЛОКО» считает, что для понимания всех выгод и издержек, которые понесет Красноярский край в реализации этих проектов, необходимо с самого начала обеспечивать участие общественности в их обсуждении.

Спасибо за внимание!

20.12.2013Permalink